Транспортная отрасль Калининградской области столкнулась с серьезными проблемами из-за изменений, внесенных в федеральный закон об особой экономической зоне. С 19 февраля 2025 года таможенное оформление грузов, вывозимых через калининградские порты, должно проходить до начала морской перевозки, что делает невозможным регистрацию товаров непосредственно в порту.
Данные изменения уже привели к увеличению простоев и издержек автоперевозчиков. Паромы остаются единственным надежным способом грузового сообщения с «большой» Россией, так как железнодорожные перевозки стали проблематичными из-за санкционного груза, а сухопутный путь через российско-литовскую границу зависит от политической ситуации.
Ранее процедура таможенной идентификации могла быть легко завершена перед погрузкой, что позволяло перевозчикам оперативно доставлять груз. Однако новые правила ограничили возможность осуществления этой процедуры для автомобильного транспорта, введя дополнительные трудности для бизнеса. Представители транспортных компаний выражают беспокойство о последствиях изменений, указывая на ухудшение ситуации в логистике и существенное увеличение расходов.
Многие производственные компании вынуждены накапливать грузы на складах, поскольку теперь требуется больше времени для оформления документов. Ужесточение таможенных процедур также негативно сказывается на ценах на доставку, что может привести к уходу предприятий с общероссийских рынков.
Представители бизнеса и торгово-промышленных палат региона надеются на дальнейшие поправки в закон об особой экономической зоне, которые могут улучшить текущее положение дел и предоставить больше гибкости в таможенном оформлении грузов.