В Алматы обсуждают повышение стоимости парковки и платный въезд для снижения воздушного загрязнения

В Алматы властями рассматривается предложенное увеличение стоимости парковки, введение зон с низкими выбросами (Low Emission Zones) и возможность платного въезда в город. Эти меры становятся предметом обсуждения на фоне серьёзной проблемы загрязнения воздуха, вызванного старыми автомобилями и угольным отоплением. Как отмечается корреспондентом inbusiness.kz, проведение этих инициатив вызывает сомнения: действительно ли они помогут улучшить экологическую ситуацию или же просто станут способом увеличения доходов бюджета.

Аким Алматы Ерболат Досаев сообщил, что с лета 2025 года в Алматы будет значительно увеличена стоимость парковки, а также введены зоны с низкими выбросами. Введение платы за въезд в город может стартовать с 2027 года, если к тому времени будет завершено формирование транспортного каркаса столицы.

Согласно исследованию фонда ‘Almaty Air Initiative’, в 2024 году среднегодовая концентрация PM2.5 в Алматы составила 24,08 мкг/м³, что почти в пять раз превышает норму Всемирной организации здравоохранения. Особенно высокая концентрация загрязняющих веществ наблюдается в зимний период, когда уровень может быть эквивалентен выкуриванию до 94 сигарет в месяц.

Основными источниками загрязнения воздуха в городе остаются ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, которые сжигают около 3,5 млн тонн угля в год. Переход на газ ожидается в 2026 году, но до этого момента ситуация останется критической.

Эксперт Жулдыз Саулебекова оценивает платный въезд как один из возможных методов снижения автомобильных выбросов, однако подчеркивает важность правильной реализации таких мер. Необходимо учитывать потенциальные социальные последствия, поскольку они могут восприниматься как ‘налог на бедных’ и усугубить уровень социального неравенства.

Для устойчивого решения проблемы загрязнения воздуха в Алматы требуется комплексный подход, включающий развитие общественного транспорта, программы утилизации старых автомобилей и кампании для повышения осведомленности граждан. Опыт других стран показывает, что подобные меры могут привести к значительному снижению уровня загрязнения воздуха, однако важно предвидеть и минимизировать возможные негативные последствия.