Казахстан готовится к отказу от ЦОН в пользу цифровых услуг

В Казахстане началась подготовка к постепенному отказу от центров обслуживания населения (ЦОНов) в пользу цифровых сервисов, сообщил министр цифрового развития Жаслан Мадиев на заседании правительства 1 апреля. Премьер-министр Олжас Бектенов отметил, что в последнее время участились случаи онлайн-мошенничества с использованием персональных данных граждан.

Министр Мадиев подчеркнул, что государственный сервис контроля доступа к персональным данным охватывает более 70% государственных информационных систем. Граждане теперь могут получать уведомления при любом доступе к их персональным данным. Также было сообщено о создании интернет-ресурсов Citizen.TZ и Nomad.Word.KZ, направленных на повышение цифровой грамотности населения.

В рамках совместной работы Минцифры и мобильных операторов были открыты антифрод-центры, которые выявляют и блокируют мошеннические звонки, интегрированные с системой Национального банка. Вводится биометрическая регистрация при покупке SIM-карт, а также ужесточается наказание за незаконную передачу телефонных номеров третьим лицам.

В дополнение к этому, запущен сервис «СТОП-кредит», направленный на предотвращение незаконного оформления займов. Внесены изменения в законодательство, касающиеся защиты персональных данных.

По словам Мадиева, в 2024 году операторы ЦОН предоставили 15,2 млн услуг, при этом 80% всех обращений связано всего с десятью наиболее востребованными сервисами. Министр сообщил о разработке дорожных карт, направленных на автоматизацию и перевод этих услуг в онлайн-формат, включая регистрацию удостоверений личности и разрешений для трудовых мигрантов.

Арман Кенжегалиев, глава НАО «Правительство для граждан», подтвердил снижение числа обращений в ЦОНы, которые в настоящее время оказывают 1 296 видов услуг. Премьер Бектенов отметил, что перевод госуслуг в онлайн формат делает их более удобными и безопасными для граждан.