В столице Казахстана, Астане, на первом транспортном форуме Казахстан – Китай министры транспорта двух стран, Марат Карабаев и Лю Вэй, провели встречи, направленные на углубление стратегического партнерства в сфере логистики и инфраструктуры.
По данным министерства транспорта РК, объем экспортно-импортных автоперевозок с Китаем в первом квартале 2025 года увеличился на впечатляющие 82%, достигнув 822 тыс. тонн грузов. Также стоит отметить, что за первые четыре месяца 2025 года объем железнодорожных перевозок составил 11,4 млн тонн, что является на 13% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Основное внимание на встрече было уделено важным проектам, таким как строительство контейнерного хаба в порту Актау. Этот проект, реализуемый при участии китайского партнера, позволит увеличить пропускную способность порта с 140 тыс. ДФЭ до 240 тыс. ДФЭ. Завершение работ запланировано до конца текущего года, что значительно укрепит роль порта как важного звена в транспортном коридоре между Азией и Европой.
Для улучшения безопасности и эффективности мореплавания также запланированы дноуглубительные работы в акватории порта Актау, начинающиеся в 2025 году.
На повестке дня также была обсуждена железнодорожная логистика: планируется строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты и обводной дороги станции Алматы. Эти меры значительно увеличат пропускную способность маршрутов и сократят сроки доставки грузов.
Казахстан и Китай нацелены и на запуск пассажирского поезда по маршруту Алматы — Сиань, что станет важным шагом в развитии туристического и делового обмена. Кроме того, количество авиарейсов между двумя странами будет увеличено до 65 в неделю, что создаст дополнительные возможности для передвижения людей и бизнеса.
На фоне активного развития транспортной инфраструктуры, Казахстан также наращивает взаимодействие с Туркменистаном, занимаясь ремонтом ключевых автодорог и цифровизацией процессов, что, по ожиданиям, повысит эффективность транзитных перевозок.
Финансирование и технологическое сотрудничество между странами открывают новые горизонты для развития торговли и инвестиций в регионе, создавая прочную основу для экономической интеграции Центральной Азии.