Новые лазейки: как российский утильсбор умело обойти и что с этим делать

С 1 мая в России вступает в силу обновленная формула расчета утильсбора для импортных автомобилей из стран ЕАЭС. Итог — потенциал для снижения стоимости растаможки, что создает опасные возможности для недобросовестных участников и усложняет контроль за рынком. Эксперты предупреждают: сейчас появилось окно для ввоза машин, среди которых – даже битые и восстановленные — с существенной экономией.

Что именно изменилось? Новая формула базируется на списках Минпромторга и предполагает расчет утильсбора по следующей формуле: УС = УС ед + (Рс – Cз) х 0,5. В условиях отсутствия машины в списке — применяется строго более мягкий вариант: УС = УС ед х 3. При этом минимальные ставки для физических лиц — около 5,2 тысяч рублей — актуальны только для машин старше трех лет и с двигателями до 3 литров.

Резонанс вызывает тот факт, что гибридные модели BMW (например, 330e, X3 30e, X5 45e), Audi A6 50 TFSI e, а также паркетники Mercedes GLC 300de и Buick Encore — не отражены ни в списках, ни в статистике, следовательно, на них действует более дешевый расчет. Это открывает ворота для ввоза не только новых, но и б/у, даже битых или утопленных автомобилей, которые можно восстанавливать в Белоруссии — и при этом платить менее трети от стоимости по рыночным ценам.

При этом изменение — не просто очередной регуляторный аспект. Для бизнеса и инвесторов это сигнал: риски и возможности меняются. Восстановленные авто, зачастую закупаемые за границей на десятки процентов дешевле рынка, могут оказаться инструментом для занижения стоимости и обхода налогов. Эта ситуация требует государственного внимания и, возможно, жестких мер контроля.

Как действовать? Для импортеров и автоцентров важно заранее анализировать новые списки и формулы, чтобы оптимизировать цепочки поставки и не попасть под штрафы. Для бизнеса значение этого — либо стратегия адаптации под новые правила, либо риск упущенных возможностей и штрафных санкций. В целом ситуация говорит о том, что рынок продолжает гибко реагировать на регуляторные шаги, а его участники — должны быть на передовой информации, чтобы не потерять конкурентоспособность. В противном случае — последствия могут коснуться всей цепочки: от дилеров до конечных потребителей.