Президент Российской Федерации Владимир Путин озвучил значимое поручение, касающееся инфраструктуры: правительству и Центральному банку необходимо рассмотреть возможность введения платы для владельцев большегрузных автомобилей за причинение вреда автодорогам. Это решение может существенно повлиять как на бюджет регионов, так и на саму систему управления дорожной сетью.
Согласно указаниям, данным после заседания президиума Госсовета «О развитии инфраструктуры для жизни», предложения должны включать право субъектов Федерации взимать компенсацию с владельцев транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Это касается автодорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.
Зачем это нужно? Повреждение дорог от тяжеловесного транспорта — проблема, с которой сталкиваются многие регионы. По данным экспертов, экономические потери от ненадлежащего состояния дорог превышают миллиарды рублей. Введение платы может стать эффективным финансовым инструментом для ликвидации последствий износа дорожной инфраструктуры и направить средства на её восстановление и улучшение.
Однако решение не лишено и рисков. Главный вопрос — насколько эта мера не оттолкнет предпринимателей, владеющих большегрузами, и как она скажется на стоимости грузоперевозок. Увеличение затрат для бизнеса может привести к росту цен на товары и услуги, что, в свою очередь, скажется на покупательской способности населения.
Сложность внедрения подобного механизма заключается также в необходимости чёткого определения критериев повреждения дорог и возмещения рисков. Здесь важно обеспечить равнозначность мер и их последствия для всех участников дорожного движения.
Доклад по данной инициативе должен быть представлен до 15 сентября 2025 года. Это открывает окно возможностей для диалога между правительством, бизнесом и обществом. Как правило, важно понимать не только экономический эффект, но и социальные последствия, прежде чем вводить такие изменения.
В ближайшие месяцы стоит обратить внимание на развитие этой темы: какие будут предложены механизмы и как они будут интегрированы в существующую законодательную базу. Участникам рынка и региональным властям необходимо быть готовыми к возможным изменениям и адаптироваться к ним.