В I квартале 2025 года российский контейнерный рынок продолжил демонстрировать негативные тренды, сократившись на 0,4% в годовом выражении, до 1,595 млн TEU, согласно отчету транспортной группы FESCO.
Импорт контейнеров упал на 4%, составив 672 тысячи TEU, в то время как железнодорожный транзит уменьшился на 2% — до 144 тысяч TEU. Внутренние перевозки также показали отрицательную динамику, снизившись на 10%, до 287 тысяч TEU.
Однако не стоит забывать, что в этом же периоде наблюдается рост совокупного контейнерного экспорта, который увеличился на 13% и достиг 492 тысячи TEU. Это явный знак того, что рынок адаптируется к новым условиям и ищет возможности на международной арене. Основным драйвером данного роста стало возрастание отгрузок через сухопутные погранпереходы, которые подскочили на 26%.
Интересно отметить, что наибольшие объемы перевозок приходятся на транспортировку товаров в Китай и страны Юго-Восточной Азии через территорию Казахстана. Отправки по маршрутам через погранпереходы Достык и Алтынколь увеличились более чем в 1,5 раза по сравнению с I кварталом 2024 г.
При этом в марте 2025 года совокупные контейнерные перевозки сократились на 1% по сравнению с предыдущим годом, составив 551 тысячу TEU. Основным фактором, вызывающим сокращение на рынке, явилось снижение импорта, в основном из-за уменьшения поставок готовых автомобилей из Китая в РФ.
Анализируя рынок за первые четыре месяца 2025 года, можно заметить, что он сократился на 2,1%, до 2,131 млн TEU. Импорт снизился на 5%, до 887 тысяч TEU, тогда как железнодорожный транзит упал на 2% до 194 тысяч TEU, а внутренние перевозки — на 12%, составив 387 тысяч TEU.
Тем не менее, совокупный экспорт по итогам этого периода показал положительную динамику, увеличившись на 10%, до 663 тысяч TEU. Это подчеркивает, что спрос на экспортные контейнерные перевозки продолжает оставаться стабильным, несмотря на общую тенденцию сокращения объемов.
Важно отметить, что ситуации в разных портах различаются: порт Новороссийск практически не изменил свои экспортные и импортные потоки (рост на 1%), в то время как через порты Северо-Запада импорт даже увеличился на 18%, что в контексте общего снижения выглядит как уверенный плюс.
Таким образом, текущие изменения на российском контейнерном рынке требуют пристального внимания со стороны компаний, работающих в области логистики и грузоперевозок. Выход на новые рынки и использование альтернативных маршрутов могут стать ключевыми факторами для успешного роста в нынешних условиях.