Апрель стал знаковым месяцем для российско-китайских торговых отношений, продемонстрировав значительный рост в импорте продуктов питания и поставках рыбы. По данным РИА Новости, Россия в апреле закупила китайских томатов на рекордные за последние шесть лет 9 миллионов долларов, что на 5% больше по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
Это не только укрепило позицию России как главного покупателя китайских томатов, но и потеснило Киргизию с её закупками, которые увеличились на 8% до 8,9 миллиона долларов. Интересно, что Гонконг, выходивший на третье место, резко сократил свои закупки до 3,3 миллиона долларов.
Одновременно с ростом импорта томатов, Россия значительно нарастила ввоз картофеля из Китая, который в апреле составил рекордные 11,2 миллиона долларов, увеличившись в 19 раз по сравнению с прошлым годом. Импорт капусты также продемонстрировал положительную динамику, увеличившись на 11% до 4,5 миллиона долларов, хотя продажи лука снизились на 14% до 6,1 миллиона долларов.
Если рассматривать данные за четыре месяца 2023 года, Россия увеличила импорт китайских томатов до 26,6 миллиона долларов, лука — до 25 миллионов, картофеля — до 22,2 миллиона долларов, и капусты — до 13,1 миллиона долларов. Таким образом, Китай становится важным партнером для обеспечения продовольственной безопасности России.
С другой стороны, в апреле грузинские компании также активизировались, поставив в Россию 16,3 тысячи тонн картофеля на сумму 6,8 миллиона долларов. Это в 1,4 раза больше по денежному выражению по сравнению с мартом. С начала года Россия закупила 42 тысячи тонн грузинского картофеля на сумму 16,9 миллиона долларов, что составляет почти две трети всего экспортированного Грузией картофеля.
Помимо этого, Россия также заняла лидирующие позиции на рынке поставок рыбы в Китай. В апреле российские компании экспортировали рыбы и морепродукты на сумму 328,2 миллиона долларов, что составляет 22,3% от общего объема импорта Китая — максимума с марта 2020 года. Основными причинами этого увеличения стали удвоение экспорта крабов до 86,2 миллиона долларов и высокие продажи замороженной рыбы, в частности, минтая и трески.
Таким образом, текущие тренды в торговле показывают, что российскому бизнесу стоит обратить внимание на возможности, которые открывает активное сотрудничество с Китаем и Грузией в секторе продовольствия. Это может стать важным конкурентным преимуществом в условиях глобальной нестабильности.